Этапы сертификации
Сертификация систем менеджмента состоит из четырех основных этапов:
Этап 1. Организация работ – регистрация, заявки, анализ документов системы менеджмента организации - заявителя;
Этап 2. Заключение договора и назначение сроков аудита.
Этап 3. Подготовка к аудиту «на месте»;
- проведение аудита «на месте»;
- подготовка акта и отчета по аудиту;
Этап 4. Процесс выдачи сертификата соответствия системы менеджмента
Условия сертификации
1. Организация должна обеспечить Орган по подтверждению соответствия систем менеджмента ТОО «Центр сертификации «Национальный стандарт» доступ к:
а) подробным описанием начальной и последующей деятельности в области подтверждения соответствия, включая:
- заявку на подтверждение соответствия,
- начальные аудиты,
- инспекционный контроль;
- процесс предоставления, поддержания, сокращения, расширения, приостановления, отмены сертификации и ресертификации;
б) нормативными требованиями к сертификации;
в) информацией о стоимости начальной сертификации и ресертификации;
г) требованиями ОПС СМ для потенциальных сертифицируемых организаций:
- соответствовать требованиям к сертификации;
- осуществлять все необходимые меры по организации проведения аудитов, включая обеспечение проверки документации и доступ ко всем процессам и областям, записям и персоналу с целью начальной сертификации, инспекционного контроля, ресертификации и разрешению жалоб;
- обеспечивать, где применимо, присутствие наблюдателей (например, кандидатов в эксперты-аудиторы или стажеров);
д) документами, описывающими права и обязанности сертифицированных организа-ций, включая требования, когда ссылаются на свою сертификацию при обмене любого вида информации вместе с требованиями, указанными;
е) информацией или процедурами по обращению с жалобами и апелляциями.
2. Организация должна заявлять, что ее система менеджмента сертифицирована только применительно к тем видам деятельности, на которые был выдан Сертификат соответствия.
3. Организация должна использовать Сертификат соответствия, знак соответствия, акт проверки в строгом соответствии с требованиями ТОО «Центр сертификации «Национальный стандарт», таким образом, чтобы это не могло дискредитировать ТОО «Центр сертификации «Национальный стандарт».
4. Организация должна постоянно информировать ТОО «Центр сертификации «Национальный стандарт о значительных изменениях в системе менеджмента.
5. Организация должна, по требованию ТОО «Центр сертификации «Национальный стандарт», предоставить доступ к записям по жалобам и претензиям со стороны потребителей и других заинтересованных сторон и предпринятым корректирующим действиям.
6. Система менеджмента Организации должна проверяться ТОО «Центр сертификации «Национальный стандарт» согласно календарному плану инспекционных проверок в течение установленного срока действия Сертификата соответствия (3 года). Периодичность плановых проверок составляет один раз в год, начиная с момента выдачи Сертификата соответствия.
7. Орган по сертификации уведомляет Организацию о проведении планового инспекционного контроля (ресертификационного аудита) за месяц до даты проведения аудита, а организация информирует ТОО «Центр сертификации «Национальный стандарт» о своей готовности.
8. Проведение каждого инспекционного аудита (или ресертификационного) оформляется отдельным договором.
9. Проверка может быть проведена в период +/- 2 месяца от даты выдачи Сертификата соответствия.
10. Если Организация не выполняет указанных выше условий, ТОО «Центр сертификации «Национальный стандарт» может приостановить действие Сертификата или изъять его в любое время сообщением в письменном виде
Инспекционный контроль
Инспекционный контроль проводится в течение срока действия сертификата соответствия не реже одного раза в год.
Первый инспекционный контроль проводится не позднее 12 месяцев после сертификационного аудита (даты заключительного совещания).
Сертифицированный клиент в любой момент может расторгнуть Договор на инспекционный контроль, при этом его сертификат аннулируется.
Внеплановые инспекционные аудиты
Внеплановые инспекционные аудиты проводятся в случаях:
а) если получены претензии к качеству продукции (услуги), выпускаемой организацией;
б) изменены конструкция или состав продукции(услуги), технология производства, влияющая на показатели качества выпускаемой продукции;
в) существенно изменены элементы СМК (организационная структура, кадровый состав и т.д.):
г) по запросу Организации (например, при изменении области сертификации системы менеджмента).
Изменение области сертификации системы менеджмента
1. Работы по расширению/сужению области сертификации системы менеджмента Организации проводятся на основании официального обращения Организации в произвольной форме с указанием обоснования данного изменения и желаемой новой области сертификации.
2. Проверка с целью изменения области сертификации системы менеджмента Организации по согласованию с Организацией может быть проведена как во время очередной инспекционной проверки, так и в виде внеплановой проверки.
3. На основании положительных результатов аудита Организации выдается новый Сертификат соответствия с внесенными изменениями в область сертификации.